Почему картина о ликвидации эпидемии оспы не получилась

Фильм «В город пришла беда», снятый в 1966 году режиссёром Марком Орловым по одноименному рассказу Александра Мильчакова на киностудии Александра Довженко, на широкие экраны не вышел. Скажу больше, что привычка подлизываться и не рассказывать населению всей правды о правде была одной из причин, по которой картинка использовалась в основном как учебное пособие для эпидемиологов. Правда, после осмотра осталось ощущение, что фильм рассказывает о том, как это делать не надо. Снимали явно под телевизионный формат, и несмотря на то, что картина шла полтора часа, она была разбита на две серии. Однако факт остается фактом: в Москве существовала угроза вспышки опаснейшего инфекционного заболевания Variola Verra или оспы.

Сама история о том, как болезнь попала в СССР, почти детективная. Дело в том, что «нулевым пациентом» стал художник-плакатист, лауреат двух Сталинских премий Алексей Кокорекин, 22 (23) декабря 1959 года приехавший из заграничной поездки в Индию. Во время своей поездки он присутствовал на похоронах брамина, якобы умершего от оспы, и даже купил на память некоторые вещи, принадлежавшие индусу. А теперь я расскажу вам, почему рассказ является детективным. Дело в том, что реальных документов о его передвижениях по Москве никто никогда не публиковал. По одной из версий, по приезду домой он не поехал, а поехал на такси к любовнице. Который подарил сувенир из экзотической страны. Он провел с ней ровно один день, и только после этого отправился домой. По словам дочери, в аэропорту Алексея встречали жена Кокорекина, дочь и его друг на машине. 

Более того, он чувствовал себя хорошо, и только вечером 23 декабря у него появились резкий подъем температуры и кашель. По словам дочери, Кокорекин на следующий день обратился в поликлинику, где у него диагностировали грипп. Его состояние ухудшилось, и 27 декабря он был госпитализирован в Боткинскую больницу. А 29 числа всех родственников вызвали в больницу, а сам Алексей Кокорекин скончался. Однако я нашел в Интернете сообщение о вспышке оспы в Москве. И там все выглядит иначе. Кокорекин, согласно этому документу, четыре дня пытался лечиться дома и только потом был госпитализирован. Единственное, в чем сходятся все версии, так это в том, что диагноз был один "грипп"! Есть версия, что оспу определил профессор, который в тот момент находился в анатомическом театре. Даже в версиях, где больной был госпитализирован, не все до конца ясно. По одной из них он находился в отделении с гриппозными больными, по другой - в инфекционном отделении "Боткинской". Первый, кстати, больше похож на правду, потому что у артиста был диагноз «грипп». В общем, на самом деле мы, скорее всего, не узнаем правды. Но факт остается фактом: в самом конце декабря 1959 года в Москве возникла реальная опасность эпидемии оспы. 

Фильм «В город пришла беда» нельзя, конечно, назвать высокохудожественным произведением, но атмосферу того времени, технику и оборудование, которыми пользовались там врачи, можно увидеть. Естественно, там опущены все подробности путешествия художника и сведения о его пребывании в Москве в первые дни. Чтобы показать контраст между нормальной жизнью столицы и городом, закрытым на карантин, картина начинается с показа изображений улиц и магазинов. Здесь можно увидеть колоннаду Большого театра и идущий по улице троллейбус МТБ-82Д, кстати, с алюминиевым кузовом.

А вот и фургон Москвич-430.

Автобус ЗИЛ-158, скорее всего уже производства ЛиАЗ и Волга ГАЗ-21

Из витрины магазина «Barnas verden» видно, сколько людей находится на улице в течение дня в будний день. Конечно Волга и ЗИЛ-158

Мы снова на Театральном проезде, по которому в потоке ездят Волга, РАФ-977Д и УАЗ-450

ЗИЛ-158, сзади виден главный вход в Госплан, сейчас там Госдума. 

Опять Москвич-430

А вот и его попутчик Москвич-423Н

Автобусы ПАЗ-652 и РАФ-977Д

Вот опять 977 "рафик"

А это Опель Адмирал. Машина конечно старенькая и даже скорее всего с другим двигателем и коробкой, но вполне себе "живая".

И тут спокойное течение жизни прерывают завывания сирен. По дороге едет небольшая колонна машин. Первый — ЗИС-110А, так обозначались медицинские автомобили. 

За ним УАЗ-450А или скорая помощь.

И замыкает колонну ГАЗ-22Д. Интересно, что ее записка была помещена за левой задней дверью. Аналогичное решение затем будет использовано на «черном докторе» ГАЗ-13С «Чайка.

При этом сотрудники ОРУД перекрывают движение и показывают нам «лофф» зал, где сидят люди, одетые в защитные костюмы. А между ними сундук.

Колонна идет в крематорий. 

Потом мы видим припаркованную на улице ГАЗ-21 Волгу и из нее выходят женщина и молодой человек. Они пытаются проникнуть на территорию крематория, но их не пускают. Из этого можно сделать вывод, что это жена погибшего, и как потом выясняется, ее сын.

Не совсем понятно, почему автор рассказа и сценарист фильма решили повернуть все именно так, ведь родственников изолировали на второй день, но это все-таки фильм, пусть и не совсем художественный. Но удивляет и то, что бригада скорой помощи прибывает на московскую квартиру артиста Колесникова, а на дачу никто не едет. Кстати, медики передвигаются на М-12Б ЗИМ и ГАЗ-22Д. 

Один из врачей отправляется в мир озарения, чтобы рассказать профессору о текущей ситуации. Он тоже ездит на Волге ГАЗ-21, причем, судя по звездочке на решетке радиатора, первых лет выпуска.

Вместе они решают ввести строгий карантин и изолировать всех потенциальных контактов. Кстати, по официальным данным выявлено 9342 человека.

И мы собираемся на вечеринку. Насколько мы понимаем, они друзья художника. Кому сообщают о смерти друга.

Одна из гостей, Элька, рассказывает, что Колесников совсем недавно одобрил ее работы и отнес их в типографию. Так что она является потенциальным переносчиком инфекции. В подтверждение этому девушка заболевает и ее увозит скорая помощь. 

И профессор быстро отправляется в Кремль, чтобы сообщить правительству о возникшей сложной ситуации. Фактически через два дня после того, как лаборатория поверила в наличие клеток оспы в крови больных, Москва была полностью закрыта. Самолеты, поезда и автобусы были отменены. Кстати, мы можем видеть Чайку ГАЗ-13.

Забавная деталь, мы вроде все время говорим об аэропорте Внуково, но на самом деле все съемки проводились в Киеве и мы видим аэропорт Борисполь. На переднем плане трапы разработки Харьковского авиационного завода СПТ-104. 

И при этом родственники «нулевого» пациента уезжают из Москвы.

Обратите внимание: Читаем между строк: почему Олег Николаев недоволен статистикой по COVID-19?.

Заправочная станция тех лет хорошо видна. А через проезд грузовик ЗИЛ ММЗ-585.

Ну вот опять "плохие" американцы, куда ж без них. Нам показывают очередной рейс в Париж, на котором летит журналист из США и которого срочно перебросили в Москву. На самом деле самолет из Парижа вернули на полпути, но на нем летел гражданин СССР, друг Кокорекина. Ну а в фильме американец в ярости, что его сняли с самолета и сорвали его планы.

Сын и жена артиста Колесникова продолжают переезжать из Москвы.

А так как жена артиста заболела, они решают остановиться в гостинице. И тем самым увеличить риск заражения большего количества людей. В общем, как минимум странно выглядит. Ведь контактные лица, которые общались с первым носителем, изолируются в первую очередь, это прекрасно понимает даже человек без медицинского образования. А дальше все медленно. Более того, видно, что женщина нездорова, но никто из людей и персонала отеля не обращает на нее никакого внимания. 

Но, наконец, «беженцы» найдены. Интересно, но они и сами не догадывались, что выезд из города может привести к распространению болезни. А теперь надо будет изолировать всех, кто находится или находился в гостинице. Кстати, мы снова видим Волгу ГАЗ-22Д и всем известную ЗИС-110А.

А проблемы начинаются в Москве. Для вакцинации всего города нужны уколы, и они закончились. И профессор, руководивший карантинными мероприятиями, ужасно переживает по этому поводу. Кроме того, в Москве туман и самолеты не могут доставить вакцину в город. В кадре медицинский М-12Б ЗИМ. Это тоже довольно странно. Когда отдавали приказ о тотальной вакцинации, разве организаторы мероприятий не понимали, что прививок на всех не хватит? 

Это как раз разбрызгиватели на базе ЗИЛ-164. Или правильнее было бы назвать их "Ирригационные моечные" машины, в данном случае это ПМ-10

Когда летчики под свою ответственность полетят в Москву с вакцинами, мы сможем увидеть пассажирский самолет Ан-10А. Он действительно выступает здесь как носитель. Куда без героизма? Кстати, насколько мне известно, это совершенно недопустимо и нарушает все существующие авиационные правила. Невозможно летать в тумане, с нулевой волатильностью. 

И вот снова Борисполь. В полевых условиях аэропортовая пожарная машина ПМЗ-15В (ААП-25) создана на базе автомобилей ЗИЛ-157, УАЗ-450 и ГАЗ-69. Аэропортовая машина имела отличия от городских вариантов «пожарок», расчет был сокращен до 6 человек и увеличен запас водо- и пеносистемы. Их выпускали на Прилукском заводе пожарной техники.

Но это довольно интересные экземпляры поездов в аэропорты. Это модификации РАФ-980/979Д Рига и РАФ-980/979 Рига. Парквейтог строился на базе моделей 977, хотя первые версии были выполнены с ливреей РАФ-977В, а более поздние модификации были уже на узлах и агрегатах РАФ-977Д, на фото их два.

В целом фильм оставляет довольно странное впечатление. Смотрите сами, семья нулевого пациента незаметно покидает Москву. Людей, контактировавших с артистом, сразу не изолируют. Хорошим примером является артист цирка, принимающий участие в представлении. Ее поместили на карантин через неделю. Учитывая тот факт, что оспа передается воздушно-капельным путем и очень заразна. 

В общем, все закончилось хорошо. Но фильм лишь демонстрирует полное несовершенство системы здравоохранения в СССР. Люди свободно передвигаются по стране. В цирке есть представления, но по логике все должно быть закрыто. Вот еще один яркий пример. Сотрудник типографии женится. К нему домой приходят врачи и полицейские, и он с молодой женой собирается бежать от врачей. Какая свадьба, если город на карантине? Кстати, жених и невеста едут на фаэтоне ЗИС-110Б.

И напоследок немного об автомобилях в Москве. Вот автовоз СВАРЗ ТГ-3М, их выпускали с 1964 года. У него было электрооборудование от троллейбуса ЗИУ-5Д с двигателем мощностью 95 кВт. Был еще бензиновый силовой агрегат мощностью 70 сил от ГАЗ-51 с собственной коробкой передач, но мосты и колеса были от грузовика МАЗ-200.

Здесь КАвЗ-651 построен по образу и подобию ГЗА-651.

Троллейбус ЗИУ-5, наверное, самый массовый городской транспорт советского времени. Их изготовлено более 16 тысяч экземпляров. 

Вот РАФ-977Д, окна в крыше хорошо видны. 

Но это таллинский автобус ТАРТ ТА-9, как он попал в Москву вообще непонятно.

В целом фильм нельзя назвать удачным. Он не опирается ни на художественную литературу, ни на документальный. Все персонажи почти безымянны, действия нет. Даже карантинные меры появляются как-то хаотично. А жаль, тема интересная и ее можно было бы преподнести в лучшем виде. Но увы, не смогли.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Почему картина о ликвидации эпидемии оспы не получилась.